
Как и раньше, Яндекс активно участвовал в системной благотворительности. Его фонд «Помощь рядом» расширил программы поддержки НКО и запустил платформу прямых пожертвований. Компания продолжила адаптировать свои продукты для людей с особенностями здоровья, запускать образовательные проекты, поддерживать инициативы по защите окружающей среды, усиливать безопасность своих сервисов и внедрять инклюзивные технологии.
Главное за 2024 год
Системная благотворительность
- Благотворительный фонд Яндекса «Помощь рядом» привлёк на поддержку некоммерческих организаций рекордную сумму — почти 700 миллионов рублей.
- Поддержку «Помощи рядом» получали 676 верифицированных НКО.
- 1,3 миллиона пользователей подключили округление в сервисах Яндекса по состоянию на конец года, а средняя сумма округления выросла с 8,34 до 10,56 рубля — на 26,62% по сравнению с прошлым годом.
- Подопечные некоммерческих организаций по всей России совершили более 520 тысяч бесплатных поездок на Яндекс Такси в рамках программы «Поездки для НКО».
- 69 НКО из разных городов России получили 200 миллионов рублей на закупку товаров первой необходимости в рамках программы «Товары для НКО».
- Сервисы Яндекса помогали добровольцам, которые ликвидировали последствия разлива мазута в Керченском проливе, с решением бытовых задач — питанием, проживанием и транспортом.
Цифровая доступность и инклюзия
- 16 сервисов Яндекса — Яндекс Go, Яндекс Музыка, Книги, Кинопоиск, Переводчик и другие — теперь адаптированы для незрячих и слабовидящих пользователей и поддерживают работу с программами экранного доступа.
- Виртуальный ассистент Алиса теперь лучше понимает голосовые запросы людей с речевыми особенностями — например, тех, кто заикается или пережил инсульт. Это стало возможным благодаря дообучению нейросети, которая отвечает за распознавание речи.
- Яндекс Карты разметили 40 000 пандусов в крупных городах России. Благодаря этому люди, которым сложно передвигаться по лестницам, могут построить более комфортный маршрут.
- У Алисы появился доступ к крупнейшему хранилищу книг для незрячих и слабовидящих людей — онлайн-библиотеке «Логос». Чтобы послушать книгу, пользователю достаточно запустить навык «Библиотека Логос».
- В Яндекс Книгах теперь есть «Виртуальный рассказчик» — он озвучивает книги, у которых ещё нет аудиоверсий.
- Более 70 тысяч человек воспользовались приложением Яндекс Разговор, которое облегчает общение слышащих и глухих людей.
- Яндекс запустил пилотный проект по поддержке программ НКО по инклюзивному трудоустройству. Компания оказывает информационную и финансовую поддержку фондам-партнёрам «Помощи рядом», которые помогают подопечным с инвалидностью найти работу.
Экология
- Яндекс Маркет продолжил развивать доставку заказов без индивидуальной транспортной упаковки. Благодаря этому объём использованной упаковки сократился за год на 18%.
- Яндекс Лавка передала на переработку 23,9 тонны пакетов, которые вернули пользователи сервиса.
- 71% единиц упаковки товаров собственного бренда Яндекс Лавки изготавливаются из перерабатываемых материалов или содержат вторичное сырьё.

С момента основания Яндекс вырос из поисковика в крупнейшую IT-компанию в России. Вместе с масштабом выросла и ответственность — ведь наши сервисы и технологии сегодня влияют на повседневную жизнь миллионов людей. Поэтому мы постоянно внедряем принципы устойчивого развития в наши процессы и решения.
В последние годы Яндекс активно развивает направление инклюзии. Например, Яндекс Учебник адаптировал тренажёр для подготовки к ЕГЭ для незрячих и слабовидящих школьников, а на Кинопоиске появилось больше контента с тифлокомментариями и расширенными субтитрами.
Также Яндекс вкладывается в образовательные программы, продолжает поддерживать экологические инициативы и заботиться о партнёрах. Мы надеемся, что наши сервисы и технологии продолжат и дальше приносить пользу людям, окружающей среде и бизнесу», — сказала HR-директор Яндекса Дарья Золотухина.
К выходу отчёта Яндекс при поддержке Кинопоиска и Яндекс Музыки создал серию видеороликов. Они посвящены ценностям, которые компания вкладывает в свои сервисы и технологии — человечности, заботе, открытости, пониманию, эмпатии и спокойствию. В съёмках участвовали музыканты и актёры — BEARWOLF, Cream Soda, Стася Милославская, Софья Лебедева, Андрей Максимов и Владимир Канухин. Посмотреть все ролики и ознакомиться с самыми интересными фактами из отчёта можно на странице проекта. Там же пользователи могут узнать о своём вкладе в добрые дела — например, сколько раз за год они отказались от пластиковых приборов или сколько чаевых оставили курьерам.
С полной версией отчёта можно ознакомиться на сайте.
Отчёт об устойчивом развитии выпускается ежегодно. Он составлен по международным стандартам GRI Standards и SASB, а также с учётом рекомендаций Минэкономразвития России.